Выступление
Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина на научно-практической конференции на тему: «Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Уважаемые товарищи!
Тема сегодняшней научно-практической конференции позволила нам собрать представителей более 30 субъектов Российской Федерации, среди которых Приморский край, Камчатская, Сахалинская, Калининградская, Астраханская и Мурманская области, для которых рыболовство является приоритетной отраслью экономики. Участие крупного и малого бизнеса – промысловиков, производителей рыбной продукции, науки и профильных ведомств будет способствовать сегодня наиболее широкому обсуждению ситуации, сложившейся в отрасли в последние 15 лет после принятия базового Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Следует отметить, что Россия была и остается одной из ведущих морских, рыболовных держав. Все стратегические документы последних лет, включая Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, определяют обеспечение населения нашей страны качественной и безопасной отечественной рыбной продукцией как одну из важнейших задач рыбного хозяйства в Российской Федерации, а рыболовство вместе с аквакультурой можно рассматривать в качестве одного из основных факторов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.
При надлежащей государственной организации управления такими ресурсами обеспечиваются их устойчивый темп возобновления и рациональное использование нынешними и грядущими поколениями граждан России.
История отрасли имеет глубочайшие корни. Особое развитие она получила в годы Советской власти, когда наш рыбопромысловый флот осуществлял промысел в абсолютном большинстве морей Мирового океана. У нас было 7 тысяч судов: и крупнотоннажных, и среднетоннажных, и других классов.
Действовавшие в 50-е – 80-е годы ХХ столетия международные нормы в области рыболовства позволяли отечественному флоту наращивать объёмы вылова в необходимых стране количествах. В продовольственную корзину страны поступало почти в 7 миллионов тонн рыбы и рыбной продукции. В 1986 году Советский Союз вышел на добычу 11,3 млн. тонн рыбы, потеснив Японию с первого места по вылову.
В эти годы большое внимание в отрасли уделялось обеспечению промышленности стабильной сырьевой базой. Были развёрнуты научно-иcследовательские и поисковые работы по всему Мировому океану.
Осуществляемое в начале 90-х реформирование рыболовства, рост цен на топливо и другие виды снабжения судов, отсутствие оборотных средств, сокращение финансовой поддержки отрасли привели к росту экспорта рыбопродукции и потере части рыбопромыслового флота. Уже к середине 90-х годов по сравнению с серединой 80-х уловы в целом по России упали на 55%, производство пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократилось на 42%.
Сегодня очевидна положительная динамика экономических показателей рыбохозяйственного комплекса. Объем вылова водных биоресурсов в 2018 году превысил 5,11 млн. тонн и стал рекордным за последние 25 лет.
Конечно, Дальневосточный и Северный рыбохозяйственные бассейны традиционно являются лидерами по объемам добычи (вылова) водных биоресурсов, но этот факт ни в коем случае не умаляет вклад и значение в развитие рыбного хозяйства других регионов – Волжско-Каспийского, Западного, Восточно-Сибирского и других бассейнов.
Для того, чтобы понять как мы движемся в вопросе повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса, какими способами решать те задачи, которые перед нами поставлены Государственной программой развития рыбохозяйственного комплекса, в первую очередь, необходимо рассмотреть ситуацию с материально-техническим оснащением отрасли, основой которого является рыбопромысловый флот.
Рыбопромысловый флот составляет более 70 процентов основных производственных фондов отрасли и обеспечивает более 90 процентов общего вылова. На судах рыбопромыслового флота производится более 92 процентов общего объема мороженой продукции, более 96 процентов рыбной муки и около 15 процентов консервной продукции.
Раньше численность рыбопромыслового флота составляла 7 тысяч судов, сегодня мы видим цифру в 1,5 тысячи судов, основная часть которых сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне (71 процент), лишь 1 процент моложе 5 лет, остальные старше 25 лет.
За период с 2000 по 2018 год состав российских судов рыбопромыслового флота в количественном отношении сократился на 25 процентов. По оценкам отраслевых экспертов уже в 2020 году будет наблюдаться острая нехватка мощностей, что станет значимым ограничением в наращивании объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов свыше 5 млн. тонн.
Что касается маломерных и среднетоннажных рыболовных судов, то только на юге и в центральном федеральном округе для замены флота необходимо построить около 120 новых судов, 100 из которых – это добывающие суда, и 20 судов – для обслуживания хозяйств марикультуры.
Необходима серьезная государственная поддержка в этом вопросе, так как самостоятельно рыбохозяйственные предприятия, осуществляющие рыболовство на Юге и в центральной части России, не смогут реализовать указанную потребность.
Та же ситуация с прибрежной рыбопереработкой, которая должна быть стимулом для рыбаков привезти рыбу на берег. Кроме того, развитие рыбоперерабатывающей инфраструктуры - одна из важнейших социальных задач в прибрежных регионах.
Вместе с тем холодильное оборудование складов сегодня изношено на 70-80%, дефицит площадей холодильного хранения в целом по России составляет около 1 млн. м² или около 600-700 тыс. тонн продукции.
Очевидно, что существующее состояние рыбоперерабатывающих мощностей не может не сказаться на качестве продукции, на потреблении рыбопродуктов населением России.
Как с такими показателями можно достигнуть задач, поставленных перед нами об удвоении экспорта, в том числе рыбной продукции?
Конечно, здесь следует отметить те рациональные шаги, которые были предприняты со стороны государства в решении вопроса обновления рыбопромыслового флота.
Благодаря изменению Закона о рыболовстве в 2016 году был введен механизм инвестиционных квот, реализация которого уже сегодня позволила предприятиям рыбохозяйственного комплекса приступить к строительству 21 берегового рыбоперерабатывающего предприятия и 33 судов рыбопромыслового флота.
Вообще, говоря о законодательном обеспечении развития рыбной отрасли, следует отметить, что за 15 лет в целях совершенствования Закона о рыболовстве было принято 30 Федеральных законов, в общей сложности было внесено более 800 поправок, большая часть которых носила существенный характер......
Доклад Председателя Комитета ГД по аграрным вопросам В.И.Кашина